Россия. Информационный портал о России.
Ежедневник россиянина, истории, факты, мысли

Грачи

Август 4th, 2007 Добавил: admin

В начале XVII века село Молвитино принадлежало братьям Салтыковым. В первые годы правления Михаила Федоровича Романова их влияние при дворе было весьма велико. Как они пользовались своей властью, видно из истории с неудачной женитьбой царя. Михаил хотел жениться на Марье Хлоповой, дочери незнатного дворянина. Она была официально объявлена царской невестой. Но Салтыковы боялись, что родня молодой царицы оттеснит их от трона, и воспрепятствовали браку. Они настроили против Хлоповой мать царя, великую старицу Марфу Ивановну. А когда царская невеста занемогла, ее лечение шло под присмотром Михаила Салтыкова. Вопреки мнению докторов он объявил царю, что “излечить ее не можно” и жить ей осталось недолго. В результате интриг Салтыковых Марья Хлопова была разлучена с женихом и родителями и отправлена в ссылку в Сибирь. Когда из польского плена возвратился отец царя, Филарет, ставший патриархом, он провел расследование по делу Хлоповой, и в результате Салтыковы оказались в опале, были лишены всех своих вотчин и высланы из Москвы. Первая каменная церковь в Молвитине была построена сыном Михаила Салтыкова – Петром в конце XVII века. До тех пор все храмы в селе были деревянными. Воскресенская церковь много раз перестраивалась, и как она выглядела до того, как Саврасов решил запечатлеть ее на полотне, – неизвестно. Впрочем, надо отметить, что изображенная на картине “Грачи прилетели” церковь несколько отличается от молвитинской. Колокольня и храм на картине расположены не совсем так, как в действительности. Кроме того, колокольня выглядит на полотне гораздо выше по сравнению с церковью. Но костромских краеведов это не смущает. И они с негодованием отвергают попытки ярославских конкурентов, которые пытаются убедить общественность в том, что Саврасов изобразил одну из ярославских церквей. Жители Сусанина (так теперь называется Молвитино) тоже абсолютно уверены, что церковь – та самая, которая, как говорят, “на известной открытке нарисована”. Чтобы доказать свою версию, костромские искусствоведы выдвигают самые разнообразные предположения на тему: как Саврасов оказался в Молвитине. Среди них и такое – Саврасов приехал сюда, чтобы ознакомиться с местами, связанными с подвигом Ивана Сусанина. Все бы хорошо, только к этому подвигу Сусанина это село не имеет никакого отношения. Сусаниным оно было названо в 1939 г., как районный центр. Правда, сейчас в Воскресенской церкви располагается музей Сусанина, но во времена Саврасова его там явно не было.
С именем Сусанина связано село Домнино, стоящее в семи верстах от Молвитина. Здесь, между прочим, о народном герое помнят. Причем помнят не как о каком-то историческом персонаже, а как о хоть и давно помершем, но почти знакомом соседе.
В Костроме Ивану Сусанину стоит памятник на главной площади. Прежде памятник был классической иллюстрацией на тему “Жизнь за царя”. На высокой колонне был изображен Михаил Романов, а у ее подножия – коленопреклоненный Сусанин. Но в советское время царя убрали, а Сусанина сильно увеличили. От былого памятника остались одни воспоминания – на фотографиях, чашках, ковриках и прочих сувенирных изделиях.
Но сейчас в Костроме, несмотря на “торжество демократии”, царей любят. В Ипатьевском монастыре в палатах бояр Романовых помещается выставка, посвященная последним годам правления императора Николая II. В художественном музее – бывшем Дворянском собрании – целый зал увешан портретами русских царей.

Добавлено в рубрику: Статьи


(возможность добавления комментариев закрыта).